Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Для обеспечения полноценного образовательного процесса, в том числе, для обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, дошкольное образовательное учреждение оснащено 4 групповыми помещениями, которые включают в себя: помещения группы, спальную комнату, приемную, туалетную комнату, которые отвечают требованиям действующих санитарных правил.
Развивающая предметно-пространственная образовательная и игровая среда дошкольного образовательного учреждения предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности, каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Педагоги стараются сделать её мобильной и динамичной, возрастные, индивидуальные особенности и потребности воспитанников.
В группах детского сада созданы условия для разностороннего развития обучающихся и реализации основных видов детской деятельности, оборудован зал для организации образовательного процесса: музыкальный зал совмещённый с физкультурным.
Территория детского сада имеет ограждение. На территории имеются площадки: «Будь здоров, малыш»,«Автогородок»,"Лесная зона",«Метеорологическая площадка»,«Русское подворье»,«В Гостях у сказки», " Морская зона,прогулочные участки с теневыми навесами, малые игровые формы, разбиты клумбы. Имеются зеленые насаждения.
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
Объекты для проведения практических занятий
Объекты для проведения практических занятий отсутствуют
Библиотека
Отдельного помещения библиотеки нет. Фонд методической литературы составляет 90 экземпляров и находится в методическом кабинете.
Спортивные объекты
Спортивная площадка
№п/п | Наименование | Количество |
1 | Стритбольный щит | 1 |
2 | Волейбольная сетка | 1 |
3 | Яма для прыжков | 1 |
4 | Бум разновысокий ОДС - 7 | 1 |
5 | Башня для влезания ОДС - 6 | 1 |
6 | Скамейки | 1 |
7 | Площадка для игры в городки | 1 |
8 | Ворота для игры в футбол | 2 |
9 | Оборудование для метания | 2 |
10 | Брусья гимнастические СО – Б - 1 | 1 |
11 | Беговая дорожка с травяным покрытием овальной формы | 1 |
Средства обучения и воспитания
Информационно-методическое обеспечение коррекционного процесса:
Учителя - логопеда
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Смирнова И. А. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
- Ткаченко Т.А «Коррекция нарушений слоговой структуры слова»
- Агранович «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей»
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. «Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи».
- Дедюхина Г.В. «Работа над ритмом в логопедической практике»
- Большакова С.Е. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей».
- Быкова И.А. «Обучение детей грамоте в игровой форме» — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009.
- Гризик Т.И., Климанова Л.Ф., Тимощук Л.Е. «Развитие речи и подготовка к обучеию грамоте» - М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2006
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации свистящих, шипящих звуков, аффрикат, сонорных и йотированных звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты, словесные игры).
- «Алгоритмы» и схемы описания предметов и объектов; мнемотаблицы для заучивания стихов и пересказа текстов.
- Материал для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений.
- Пособия для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза («Слоговое лото», «Слоговое домино», «Определи место звука», «Подбери схему» и др.).
- Игры для совершенствования грамматического строя речи («Разноцветные листья», «Веселый повар», «На полянке», «За грибами» и др.).
Педагога - психолога
1. Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62
2. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;
3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников - М., 1990.
4. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;
5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»
6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;
7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005
8. Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;
9. Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические рекомендации). Ростов н/Д,2002г.;
10. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб.: ЦДК 2010
11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004;
12. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., 2001;
13. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988
14. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011
Учителя – дефектолога
-
-
-
-
- Практический материал Стребелевой Е.А. «Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» и методическое пособие с приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей».
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. —М.: Школьная Пресса, 2003 г.
- Л.Б.Баряева «Математическое образование дошкольников с ЗПР: диагностика и коррекция». -Спб: - 2001 г.
- И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
- И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Формирование элементарных математических представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
- И.А.Морозова, М.А. Пушкарева «Развития речевого восприятия. Конспекты занятий. Для работы с детьми с ЗПР»
- Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева: Коррекционно развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. М., 2005.
-
-
-
Перечень оборудования и материалов для предметно-развивающей среды
1. Азбука букв и слогов, печатные буквы, кубики с буквами и цифрами
2.Альбом для обследования восприятия и произношения слов разной структуры сложности» (Г. В. Бабина)
3. «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста»
4. Атрибуты для игр-драматизаций: большая репка из папье-маше или какого-либо иного материала, домик-теремок и т. п.
5. Аудиокассеты и компакт-диски с записью различных мелодий, природных и театральных шумов и др.
6. Бельевые прищепки (игрушечные наборы и бытовые хозяйственные прищепки разных цветов и размеров).
7. Бросовый и природный материал (шишки, желуди, высушенные листья, плоды различных растений: рябины, шиповника и другие
8. Буквенные ребусы
9. Бумага разного формата (А4, А3, А2) и разной плотности, большие листы упаковочной бумаги, рулоны обоев.
10. Вкладыши (по типу вкладышей М. Монтессори)
11. Вкладыши по типу досок Сегена
12. Внутренние и внешние трафареты с изображением различных предметов по разным лексическим темам
13. Геометрические фигуры (разной величины).
14.Головоломки (пазлы, игры на передвижение «4 4», «Монгольская игра»,«Колумбово яйцо» «Танграм» и др.)
15. Графические схемы предложений, слов, слогов
16. Детские книги, книги-раскраски, книги-сюрпризы с иллюстрациями: сказки, рассказы, стихотворения о безопасном поведении в доме, на улице и в природе, о родном крае, природе России, народных промыслах, героях России, о труде пожарных, полицейских, водителей транспортных средств, врачей, строителей
17. Детская посуда разной величины (чашка, блюдце, ложка, тарелка, чайник и др.).
18. Дидактические игры: «Автотранспорт» (конструктор), «Ассоциация» (лото), «Бабочки и цветы», «Божьи коровки», «Буквы-цифры «Времена года», «Где, чей домик?», дидактические пазлы на сказочные и игровые темы, «Домино» (различные варианты на соотнесение по форме, цвету, величине и количеству), «Игрушки», «Счетный материал», «Устный счет», «Часики», «Найди по описанию», «Найди различия», «На что похожа эта фигура?», «Наряди елку», «Непослушные игрушки», «Наши чувства и эмоции», «На что похожа эта фигура?», «Набор арифметический», «Одеваем куклу», «Один — много», «Послушная Катя», «Прятки», «Подбери узор», «Раз, два, три сосчитай», «Расскажи сказку», «Репка»,
19.Дидактические игрушки для развития зрительно- пространственного гнозопраксиса.
20.Дидактически игрушки: кубики; пирамиды; матрешки; настольные конструкторы; внутренние и внешние трафареты; коробочки (мисочки) для раскладывания мелких игрушек, шариков, бус; мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные крупного, среднего и малого размера; предметные и сюжетные картинки-пазлы; предметные и сюжетные разрезные картинки; сборно-разборные игрушки; полистироловые и деревянные игрушки для шнуровки со шнурками различных цветов и пластиковые пластинки (различной формы)
21.Дидактический литературный материал: тексты чистоговорок, стихотворных диалогов
22.Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста (Г. А. Каше, Т. Б. Филичева)
23.Длинные (слово) и короткие (слог) полоски
24.Зеркало (большое настенное и индивидуальные детские )
25.Картинки с изображением различных предметов и игрушек, которые дети используют в своих играх: парные картинки, разрезные картинки, сюжетные и предметные картинки
26. Карточки с изображениями букв с недостающими элементами, буквами, неправильно расположенными в пространстве, буквами «в шуме»
27. Куклы театральные (для перчаточного театра, объемного настольного театра, куклы бибабо, куклы-марионетки и др.)
28.Материалы для лепки: цветное тесто (пат), пластилин, глина;
29.Материалы для постановки правильного дыхания и развития арткуляционного аппарата: снежинки из папиросной бумаги, кусочки ваты на ниточке, свеча, мыльные пузыри, дудочка, губная гармошка, флюгер, бумажные кораблики, стакан с водой и трубочка, бумажные бабочки на цветке, дерево с листьями из папиросной бумаги, воротики и легкий пластмассовый шарик, фигурки бумажных человечков, карандаши (гладкие и с граненой поверхностью), игрушки на развитие дыхания (по типу «Язычок»), зеркало, мелкие легкие игрушки и бумажные игрушки-самоделки, мелкие резиновые, бумажные, пластмассовые, пенопластовые игрушки.
30.Мелкие пластмассовые игрушки в ассортименте и количестве
31.Мелкий счетный материал
32.Музыкальные игрушки: губная гармошка, погремушки, бубен, гусли, гитара, дудочка, барабан, колокольчик, свистульки, деревянные ложки, металлофони др.(см. содержание по ступеням обучения).
33.Наборы ткани разной фактуры и разного цвета.
34.Предметные картинки (по лексическим темам «Весна», «Головные уборы», «Грибы», «Деревья», «Дикие животные» (животные наших лесов, Севера и жарких стран), «Домашние животные», «Зима», «Зимующие птицы», «Игрушки», «Инструменты», «Лето», «Мамин праздник», «Мебель», «Насекомые», «Новый год», «Обувь», «Овощи», «Одежда», «Осень», «Перелетные птицы», «Посуда» (чайная, столовая, кухонная), «Продукты», «Профессии», «Семья», «Транспорт» (наземный, подземный, водный, воздушный), «Фрукты», «Цветы», «Школьные принадлежности», «Ягоды» и т. п. (см. Содержание по ступеням обучения).
35.Приспособления для массажа рук
36.Природные материалы (песок, вода, шишки, плоды).
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех воспитанников с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в ДОУ созданы специальные возможности:
- пандус
- расширенные дверные проемы
- имеется автостоянка транспортных средств, на которой предусмотрена место для парковки инвалидов с личным транспортом
- С/у оборудован специальной удобной сантехникой, поручнями, держателями
- вход в здание и на территорию ОО оборудованы кнопками вызова персонала
- используются специальные знаки и контрастная лента для маркировки ступеней и дверей
- на ступенях при входе в учреждении установлена прорезиненная полоска
-наличие поручней по коридору 1 и 2 этажа
-здание оснащено системой противопожарной звуковой сигнализацией и световым табло «выход», видеонаблюдением, необходимыми табличками и указателями
-при необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для перемещения по зданию ОО будет предоставлено сопровождающее лицо
-в групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
Специальные условия питания
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20. В учреждении организовано сбалансированное четырехразовое питание в соответствии с примерным 10-дневным меню.
Пищеблок детского сада оборудован всем необходимым технологическим оборудованием, все оборудование исправно, находится в рабочем состоянии. Питание детей организовано с учетом следующих принципов: сбалансированность, рациональность, строгое выполнение и соблюдение технологий приготовления блюд, выполнение среднесуточных натуральных норм. Родители систематически информируются по вопросам питания на родительских собраниях. В родительских уголках вывешивается ежедневное меню для детей.
Питание детей осуществляется в групповых комнатах.
Специальные условия охраны здоровья
Имеется полностью оснащенный лицензированный медицинский кабинет. Имеются ростомер, весы, динамометры, тонометры, холодильник, медицинские шкафы, кушетка и пр. Оборудован процедурный кабинет, изолятор.
В начале и конце учебного года медицинская сестра, педиатр и педагоги проводят обследование физического развития детей. Постоянно контролируется выполнение режима, карантинных мероприятий, проводится лечебно-профилактическая работа с детьми. Ведется постоянный контроль за освещением, температурным режимом в ДОУ, за питанием.
Доступ к информационным системам
Обеспечен доступ к сети Интернет для педагогических работников.
Доступ к информационно-телекоммуникационным сетям осуществляет провайдер "Ростелеком". Тип подключения - модем, скорость модемного подключения до 20 Мбит/с
Официальный сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих.
Доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для обучающихся - нет.
Электронные образовательные ресурсы
Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
Специальные технические средства обучения
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствуют.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе ДОУ «Ярский детский сад №1» отсутствуют.